Погода в Азии

Курс валют

Информер валют по НБКР с сайта exchange.kg

Мы в соцсетях

о пике Ленин 2012 PDF Печать E-mail
reports
Автор: Rainer Fruhwirth
Пик Ленина, или: Это не моя гора
Попытка восхождения летом 2012

Планы
Итак, наша компания решила отправиться на Эльбрус – Я, Эльвира и ее сын. Однако, выяснилось, что в 2011 Эльбрус был крайне популярным местом, особенно среди альпинистов из России. Мы рисковали бесполезно прождать некоторое время в России, либо могли решить просто отправиться домой. И мы решили найти себе другую цель. Поиски привели нас к пику Ленина.
Я собирал всю информацию, которую только мог. Нужно было иметь представление о том, кто может организовать эту поездкуи какие технические трудности нас поджидают. Сколько нам понадобится времени и какое нам нужно снаряжение. Я связался с местной компанией Топ Азия Тревел через электронную почту. Уже на следующий день я получил ответ из Кыргызстана. Где была представлена вся логистика поездки, включая полный пакет услуг; авиарейс, гостиницы в местных городах, транспорт, высококлассный гид, питание на все время поездки – учитывалось абсолютно все.
С самого начала было понятно, что Эльвира не будет подниматься на вершину. Но, чтобы достигнуть хотя бы одного лагеря, мы решили взять два разных пакета. Все включено до первого базового лагеря для двоих, и полный пакет для меня с гидом и акклиматизация в высотном лагере. Все это было в полтора раза дешевле, чем предлагали европейские операторы. Всю организаторскую работу они взяли на себя. И в течение многих месяцев вели активную переписку на английском языке. Местная компания сообщила, что из Вены нет прямого рейса в столицу Кыргызстана, Бишкек. Поэтому пришлось делать большой крюк: воспользоваться услугой Турецких авиалиний, делая пересадку в Стамбуле. Или услугами Аэрофлота, с пересадкой в Москве. Для нас разница была лишь в цене – билеты Аэрофлота были почти в три раза дешевле, чем предлагали Турецкие авиалинии. По некоторым причинам, а также из-за разницы в стоимости почти в три-четыре раза, мы не пожалели о своем решении.
В итоге программа выглядела следующим образом; около полуночи в ночь на пятницу мы вылетали из Вены в Москву. В Москве мы делали пересадку и в полдень прилетали в Бишкек. Оставались там на ночь, а на следующий день вылетали в Ош, гуляли по городу и ночевали. В воскресенье машина привозила нас в базовый лагерь. Три недели восхождения на гору, а затем возращение в Ош, и, наконец, в Бишкек. Еда и напитки во время пребывания в городах были включены в стоимость. И нам очень хотелось, чтобы программа прошла именно так, как мы ее себе представляли.
Подготовка
Имея опыт восхождения на Килиманджаро и Аконкагуа, я имел представление о том, что нас ждет. До сих пор, самой высокой горой Эльвиры был Гросвенедигер в прошлом году, куда она поднялась для подготовки к высокогорному туру. Несмотря на то, что она не собирается подниматься до самой вершины, ей нужна определенная подготовка к восхождению на настоящую гору. Ей нужно снаряжение, которое не нужно в Альпах: специальная обувь, одежда и спальный мешок. И, в конце концов, все мы должны были морально и физически подготовиться к восхождению. Мы хотели знать, сможем ли мы взаимодействовать настолько хорошо, чтобы пройти ледник и суметь вытащить друг друга из трещины. Мы выезжали из города на выходные осенью и весной, совершали походы с тяжелыми рюкзаками, чтобы привыкнуть к весу. Снова и снова обсуждали различия альпинизма в Альпах и высокогорный альпинизм. В частности – риск горной болезни и возможности ее избежать.
Сын Эльвиры Джулиан предложил мне подняться на Гросглокне, после Гросвенедигера. Эту поездку мы запланировали за неделю до вылета в Кыргызстан. С одной стороны, чтобы выполнить желание Джулиана, а с другой – чтобы акклиматизироваться на высоте. Мы поднимались на платформы Штудхутте (840 м.) и Эрцгерцога Иоганна (1050 м.) Мы прошли акклиматизацию на высоте, где расположен базовый лагерь пика Ленина. Это должно было предотвратить головную боль в первые несколько дней. Поскольку, по крайней мере, день мы должны были провести в Оше, который ниже базового лагеря, который расположен на высоте 3600 метров над уровне моря, по крайней мере на 800 метров.
Прогноз погоды на время поездки на Глокне был не очень хорошим. Но во время восхождения погода наладилась. В целом, почти все время светило солнце.
Мы встретили горного гида Тона, который предложил подняться на вершину во второй половине дня. Но нам уже было достаточно. Восхождение было решено перенести на следующее утро.

Перелет
Уставшие, через два дня мы приземлились в полночь, в Москве. Аэропорт Шереметьево описывается, как современный, а между тем его не сравнить с другими крупными аэропортами мира. Непривычно было то, что на контроле безопасности сначала нужно разбудить таможенников.
Через три часа мы вылетели в Бишкек, столицу Кыргызстана. Хорошо, что этот полет длился пять часов, и мы смогли поспать. Посадку в пятнадцать часов мы ожидали с напряжением. Что нас ожидает? Пойдет ли все так, как было запланировано? Первым приятным сюрпризом стал визовый контроль: думаю, это первая страна в мире, где таможенники встретили меня улыбкой. Затем нам предложили оформить групповую визу, так как это дешевле, что впервые вызвало огромную симпатию к этой стране. Таможенник поприветствовал нас словами: “Welcome to Kyrgyzstan” и одарил новой улыбкой. Таможенный контроль не занял много времени. В зоне встречающих нас ожидала молодая девушка с табличкой «Райнер и Эльвира», которая поприветствовала нас на отличном английском без акцента.
Наш водитель, сияя, объяснял, что в его машине есть все. На скорости 150 км\ч мы поехали в город. Откуда-то раздавался странный писк, и водитель тут же снижал скорость. Через некоторое время я узнал, что у водителя есть антирадар. В Бишкеке мы заехали в офис Топ Азии, где нас встречала директор Алина. По договоренности, мы должны были оплатить программу. Сначала нам предложили немного погулять по городу, но мы отказались, так как очень устали. Нас отвезли в гостиницу. Которая представляет собой уютный домик с комнатами, довольно маленькими для двоих, но располагающими всем, что нужно. Есть даже телевизор. И чудесный сад с бассейном, который мы тут же опробовали. Также мы познакомились с двумя велосипедистами из Германии, которые проехали на велосипедах через всю Азию. Вечером нас отвезли в немецкий ресторан „Steinbräu“, находящийся поблизости.
На утро за нами приехала гид и мы поехали в аэропорт, чтобы отправиться в Ош – второй по величине город Кыргызстана. Вид на горные хребты, которые расположены между Ошом и Бишкеком, во время полета очень красив (горы, высота которых около 5000 м. видны на горизонте прямо из Бишкека).
Наше прибытие в Ош оказалось захватывающим. Из самолета все выходили одним потоком. Мы нашли замечательного молодого человека, который должен был проводить нам экскурсию в Оше, но он не мог объяснить нам, где наш багаж. А там было все наше снаряжение.  Поэтому мы вернулись в аэропорт. Багажа не было. Мы снова пошли обратно. Там мы увидели машину, загруженную сумками. И все, кто ожидал багаж, идет к этой баррикаде. Вот так мы забираемся прямо в прицеп и ищем наши чемоданы. И, наконец, после прохождения багажного контроля, мы возвращаемся к нашей машине. Мы приехали в гостевой дом. И здесь в комнатах есть все необходимое. Правда, бассейн оказался детским бассейном с довольно сомнительным содержанием. Но мы это опустим.
Затем наш гид показывает нам достопримечательности города. Мы видим знаменитый Трон Сулеймана – небольшая гора в центре города. Легенда говорит, что Сулейман жил здесь в небольшой пещере. С вершины открывается вид на город и окружающие его горы. После мы отправляемся на базар. Гид говорит, что он работает преподавателем в местном университете, а так же владеет прилавком на базаре. Видимо, во время праздников он нанимает себе помощников.
Зарплата в университете восторга не вызывает. Когда мы предлагаем ему поужинать с нами, он идет с нами в хорошее кафе, но объясняет, что может есть только после наступления вечера потому, что соблюдает Рамадан. Он советует, куда можно пойти пообедать завтра и объяснил, что на утро, в девять часов за нами приедет автомобиль, чтобы отвезти нас в базовый лагерь. А затем мы возвращаемся в гостевой дом.
После завтрака на следующее утро мы ждем наш транспорт. Поначалу ничего не происходит. Примерно в одиннадцать приезжает микроавтобус. Мы пытаемся объяснить водителю, что мы не можем поместиться в его машину, так как все места уже заняты, а у нас много багажа. Мы пытаемся поговорить с хозяйкой. К сожалению, она не слишком хорошо нас понимает. Если я правильно ее понял, то машина должна приехать через час. И, в самом деле, чуть позже приезжает машина. Там также уже есть пассажиры, но осталось два свободных места. Вместе с нами едут туристы из России, Белоруссии и Швеции. Затем оказывается, что они хотят еще что-то купить. И после этого мы тоже не выезжаем из города, так как один еще не купил жидкость для своих контактных линз. И это неразрешимая проблема. Ни в первом, ни в четвертом, ни в пятом магазине оптики этого нет на складе. А уже почти 14:00. Насколько я знаю, дорога до базового лагеря займет около восьми часов. Иначе говоря, мы не приедем туда не раньше десяти часов вечера. Мда…
К счастью, оказалось, что почти вся дорога через два горных перевала на нашем пути уже отремонтирована. За исключением участка длиной в десять километров. Поэтому мы приезжаем намного быстрее и еще до наступления темноты, примерно в восемь часов вечера. Место называется Ачык Таш (Долина Эдельвейсов). Каждый оператор, который организует подъемы на пик Ленина, разбил здесь лагерь. Они расположены по всей местности, довольно далеко друг от друга. Так как мы прибываем в качестве ночных гостей, то устраиваемся в лагере в последнюю очередь. Хозяин лагеря очень устал, так как все это происходит поздно. Но, в конце концов, это не наша вина. Оказывается, что транспорт – это единственная постоянная проблема во всех поездках. Загвоздка в том, как нам потом объяснили, что у компании на юге нет собственного транспорта, впрочем, это зависит от количества людей, которые отправляются сюда. К тому же, получается много непониманий с местными водителями и, отсюда, плохая организация.

На горе.
Нам дают отдельную палатку, и мы получим еще одну позже. Мы полностью удовлетворены. Правда, приходится платить отдельно за алкогольные напитки, Колу и т.п. Позже мы познакомились с гидом.  Ярослав очень дружелюбный молодой парень, примерно двадцати пяти лет, который очень хорошо говорит по-английски. Он объясняет, что на следующий день мы пройдем акклиматизацию, а послезавтра поднимемся в следующий лагерь. Подъем не займет много времени, и на горе у нас будет еще один свободный день. Ну, почему бы и нет. Хотя, я думаю, что мы немного поспешили с принятием решения, и нужно было провести еще один день в базовом лагере. Больше времени наверху может и навредить(?). Утром мы впервые видим нашу гору. До нее еще тридцать километров. И перед нами сияет ее вершина, возвышаясь над нами еще на 3500 метров. В качестве акклиматизации мы идем на так называемый перевал Путешественник. Он находится примерно посередине между базовым лагерем и лагерем на высоте 4200 метров. Сначала мы проходим поляну цветов, а чуть дальше – долина с огромным количеством сурков. Последний участок пути, чуть длиннее 300 метров идет по склону с осыпью.  Оттуда я и Ярослав поднимаемся на мою первую вершину на Памире. К сожалению, она же стала моей последней. Эльвира осталась позади нас на перевале. Я очень неудачно уронил свою камеру на камень, и больше от нее нет никакой пользы. К сожалению, мои камеры часто страдают от горных болезней. И нам не удается сфотографировать все, что хотелось бы.
Следующее утро было очень ответственным. Наш багаж был нагружен на лошадей. Самое необходимое мы берем с собой в рюкзаках, и отправляемся в путь. Путь на перевал нам уже знаком. Оттуда мы идем по спуску, а дальше начинается ледник Ленина. Вчера Эльвира не поднималась достаточно высоко, и она не очень хорошо себя чувствует. Двадцать пройденных километров и тысяча метров набранной высоты дают о себе знать. К сожалению, я поздно понял, что пью слишком мало. Обычно я всегда проверяю, чтобы на высоте я выпивал три-четыре литра воды в день.
Сегодня я пренебрег этим правилом. И только когда я выпил оставшийся литр, то почувствовал себя намного лучше. Затем мы продолжили путь по снегу. Худо бедно мы боролись с собой, чтобы достигнуть лагеря. Уже когда мы были в палатке, нас обрадовали обедом.
Следующий день был объявлен днем отдыха. Наутро погода была плохой, северный склон пика Ленина находился прямо перед нами, и мы видели, что во второй половине дня там пошел снег. Ночью нас разбудил громоподобный шум большой лавины. Это произошло примерно в пять утра, на высоте 5000 м. Утром я обнаружил, что у меня диарея. И мне некуда выйти в туалет. Скоро пришел Ярослав и сообщил, что из-за снегопада, сегодня подъем продолжать нельзя. Снегопад длился примерно до середины дня, ненадолго прекратился, и после обеда начался снова. Мне нужно выйти, но снаружи снег. Переносить диарею, находясь на высоте, не так уж легко. Она ослабляет организм, который и без того уже ослаблен больше обычного. Я стараюсь выпивать как можно больше кипяченой воды. Ярослав обеспокоен тем, что мы отстаем от графика. Но успокаивается, когда я говорю ему, что мы не намерены добраться до вершины, чего бы это ни стоило. Неподалеку есть еще один высотный лагерь, на пике Раздельная, 6100 м. Я предлагаю подняться на него, если это возможно. Он отвечает, что это не проблема.
Снег продолжает идти всю ночь. Мы счищаем его с палаток, чтобы нас не засыпало. На утро мы видим, что туннель палатки, которая стояла рядом с нами и была незаселенна, порвался от тяжести снега прямо посередине. Еще мы видим огромную лавину, которая сошла в 2000 метрах выше от нас, по северному склону, высотой, наверное, в наш рост. Впервые я задумался. В тот день мы наконец прошли акклиматизацию. Сегодня нужно подняться на высоту 5000 м., завтра подняться до лагеря на 5300, и там переночевать.
Мы надеваем скальные ботинки, ремни, упаковываем одежду, еду, питье в рюкзаки и выходим на ледник Ленина. Некоторое время мы спускались до льда, а затем поднимались, пока позволяла поверхность. Когда подъем стал круче, мы взяли кошки и канаты. Сегодня отличный день. Солнце светит очень ярко и совсем нет ветра.
Сухой воздух нагревается до тридцати градусов. Мы чувствуем себя как в сауне. Затем нам попадается первая трещина. Нам придется ее перепрыгнуть, иначе никак.
На высоте около 4800 м. мы сделали перерыв. Место было красивое, но очень неудобное. Оттуда открывался вид почти на весь ледник Ленина. Грандиозное зрелище. Мы отправляемся в обратный путь. К вечеру небо снова затягивает, и начинается снег.
Следующим утром я просыпаюсь от яркого света в палатке. Но вид вершины меня тут же отрезвил: по северному склону сошли две лавины и обрушили тропу. По крайне мере, пять метров тропы отсутствуют. Нет, я туда не пойду! Это слишком опасно. Я обсуждаю ситуацию с Эльвирой, и она со мной согласна. Когда пришел Ярослав, чтобы объявить выход, я сказал, что нужно поговорить. Мы садимся, и я объясняю ему нашу точку зрения. Я на самом деле доволен тем, чего мы достигли на горе, я сумел преодолеть предел своих возможностей. Лавина для меня будет риском, который я не могу оценить и поэтому не хочу подвергать ему себя, если это возможно. К тому же, подобное произошло на этой горе в 1999 году, в первом лагере, когда из-за несчастного случая лавина убила 42 человека. Ярослав спрашивает, что будем делать дальше. Я говорю, что было бы замечательно остаться в верхнем базовом лагере, и выходить в однодневные треки. Здесь тоже хорошо. Но мы не хотим оказаться под лавиной, поэтому хотим спуститься в первый лагерь. Ярослав спрашивает, не возражаю ли я, если он нас будет оставлять время от времени. Конечно, нет. Он объясняет, что в этом году очень много туристов, и он может заработать, если им поможет.  «Да, без проблем». В ближайшие два дня в этот лагерь прибудут две большие группы .Одна из Швеции, а другая из Великобритании. Они идут по тому же маршруту. Мы можем поговорить с ними, объяснить свою ситуацию и достигнуть конечной точки нашей программы. Но я продолжаю придерживаться своего мнения.
Мы обсудили несколько небольших маршрутов на следующие дни. Мы видели птиц, бабочек и цветы (цветущие растения на высоте 4400 м. над уровнем моря!), собирали красивые камни. Эльвира хотела специально привезти камни с Памира своему сыну Джулиану. С другой стороны, мы избавились от диареи. Сначала Эльвира, а на следующий день – я. Однажды Ярослав отвел нас на ледник, для ледолазания. Он показал нам технику, которая была нам в новинку. В конце мы одолели короткий вертикальный склон. Мы выходили в ущелье, где скапливается талая вода с ледника, которая затем сбегает вниз на десять километров. Удивительно! Дважды мы ходили в соседний лагерь, где был спутниковый телефон. Оттуда я позвонил домой. Проще было бы сделать это с моего сотового, но кто знал, что здесь будет работать сеть? Дважды мы воспользовались настоящей роскошью в виде горячего душа.
В качестве душа ставится отдельная палатка, в которой можно подогреть воду, или попросить кипяток на кухне. Однако, воды вы получите совсем немного. Меньше десяти литров горячей воды на двоих, чтобы помыться и постирать одежду.
На десятый день мы решили спуститься на 1500 метров ниже. Поговорив с Ярославом, мы получили его согласие. Также он пообещал помочь нам организовать поход из базового лагеря, так как мы прибывали туда на день раньше.
На утро мы упаковали вещи и двинулись в путь. Эльвира чувствовала себя не очень хорошо от усталости, особенно на перевале Путешественник. Оттуда же я заметил места с осыпью, подходящие к самому леднику Ленина и подивился, каким образом кыргызы проходят эти места на лошадях. В любом случае, мы добрались до базового лагеря. Там мы встретили группу из Швейцарии, которые также спустились раньше срока то ли из-за горной болезни, то ли из-за простуды. И наконец-то я снова могу позволить себе купить пива!
За ужином к нам подошел Ярослав, и объявил, что либо сегодня ночью, либо завтра утром, мы можем покинуть базовый лагерь. Одну ночь мы проведем в Оше, затем полетим в Бишкек, переночуем, а затем проведем три дня на Иссыкуле. Это высокогорное озеро, второе по величине в мире, после озера Титикака в южной Америке. План фантастический. Все благодаря Ярославу и Топ Азии. Единственный минус в том, что спускаться, возможно, придется в полночь. Ярослав обещает разбудить нас в половине двенадцатого ночи. Мы укладываемся в спальные мешки, и пытаемся поспать. В десять ночи приходит Ярослав с новостью, что спускаться мы будем завтра, в девять утра. И это замечательно.
На утро мы начинаем упаковывать вещи. Нужно достать то, что понадобится в городе и убрать то, чем мы пользовались только в горах. Так же нам придется путешествовать на двух разных машинах. Итак, нам пора уезжать в Ош. Мы сердечно благодарим Ярослава за все его усилия, что материально выражается чаевыми.
Уже знакомым путем мы возвращаемся к цивилизации, в Ош. В нашем прежнем гостевом доме нет мест, поэтому нас отправляют в другой. Нас встечает пожилая женщина, предлагает пообедать чаем с пирожными и фруктами. Затем, вместе с невесткой идет накрывать на стол. Мы знакомимся с детьми и дедушкой. С помощью Ярослава мы пытаемся достать билеты для завтрашнего перелета в Бишкек. И одна девушка среди гостей из Москвы, переводчик, помогает упростить взаимопонимание. Наконец, все улажено и билеты мы получим позже. На вопрос, где будет ужин, хозяева смеются и говорят, что ужин будет в восемь вечера, из-за Рамадана. Еда просто фантастически вкусная, мы сидим за столом с туристами из России и смеемся. На ночлег нас отправляют в спальню хозяев. Все койки в доме заняты, в соседней комнате двое молодых людей спят на полу, кто-то на скамье, и даже место перед телевизором кем-то занято. Утром мы завтракаем и получаем обещанные билеты.

Отдых.
Вылет из Оша проходил так же весело, как и прибытие. Никаких признаков стойки регистрации, только охранники с официальным видом что-то проверяют. Несколько раз у Эльвиры происходила заминка из-за ее чемодана. Однако, никого не беспокоило содержимое чемодана. Просто все интересовались, понравилось ли нам в Кыргызстане. Все очень гостеприимные и дружелюбные. А затем – короткий, но впечатляющий перелет в Бишкек над горными перевалами. И в этот раз мы проводим ночь в другом отеле. «Альпинист» - очень хорошая и уютная гостиница, но не такая замечательная, как «Горы Азии».
На следующее утро, с «Гор Азии» начинается часть нашей программы с Иссыкулем. Дорога, местами, проходит очень близко к казахской границе. Дальше мы выезжаем в степь, которая постепенно сужается и превращается в ущелье. Мы снова видим, что Кыргызстан беден лесами. Возможно из-за сухого климата, иначе пейзаж был бы другим. Ущелье расширяется, вновь превращаясь в долину, и мы почти на озере. В советские времена, оно было вторым по популярности местом для отдыха, после Крыма. Это значительно расширяло инфраструктуру. Сейчас Кыргызстан нуждается в помощи по модернизации отелей, чтобы привлечь к озеру западную публику. Итак, мы занимаем свои комнаты. Отель расположен вдали от озера. Он был построен еще в советские времена, из бетонных плит. Но комнаты большие, и в них есть все необходимое для нас, после гор.
Вокруг очень много коттеджей. Все они продаются семьям в частное пользование. В отеле есть ресторан, бар и игорный зал.
Само озеро представляет собой фьорд, с обоих сторон обрамленный белоснежными горами. Температура воды около двадцати градусов, и дважды в день мы ходим купаться. Мы чувствуем себя отлично, и приходим в норму после четырнадцати дней в горах, в палатке. Мы встретили еще две группы из Швейцарии, которые из-за болезни были вынуждены спуститься с гор. Погода в последний день была не очень хорошая, и я боялся застудить ноги, пока гулял. Цели своей прогулки я не достиг, но, тем не менее, неплохо провел время.
Три дня быстро остаются позади, и мы снова в Бишкеке. Снова в гостинице «Горы Азии». На следующий день запланирована прогулка по городу. Но это больше прогулка по его центру. Бишкек не может похвастаться большим количеством памятников архитектуры. Традиционным укладом жизни кыргызов был кочевой. А первые здания появились в середине 19го века. Большинство репрезентативных зданий были созданы в советское время. Гид указала нам на одну интересную деталь; статуя Ленина указывает рукой на Американский университет.
Также мы посетили исторический музей, где выставки были посвящены истории Кыргызстана с древнейших времен, до наших дней.
И снова из города видны белоснежные горы на горизонте. Мы идем в торговый центр за сувенирами. Последний день мы проводим в саду отеля, у бассейна. А затем летим в Вену через Москву. Осложнений не было никаких, за исключением того, что багаж задержался до следующего дня.

Заключение
В любом случае, Кыргызстан стоит посетить. Мы познакомились с очень хорошими людьми, которые делали все, чтобы наша поездка удалась. Любители горных пейзажей найдут для себя виды, если согласятся пожертвовать комфортом. В Африке и в Европе они получат все комфортные условия для поездки, но жители Кыргызстана проявят чисто личную симпатию и искренность к гостям. Путешествовать там безопасно. Делаются различия между кыргызами и русскими, происходит деление на север и юг, где больше отпечатков исламской религии. А также путешествовать по Кыргыстану относительно дешево для европейцев.
Про пик Ленина я могу сказать, что для семитысячника – это одна из самых простых гор для восхождения. Очень удобно приезжать в базовый лагерь и пребывать там, и потратить всего три недели на восхождение к вершине. Но недостаток условий безопасности и постоянные лавины – это большой риск. В любом случае, я бы не согласился взобраться на эту гору еще раз. Однако, пребывание в базовом лагере и передовых лагерях, безусловно, окупились. Общение с альпинистами из других стран – это очень интересный опыт. Ночные разговоры и игра в карты, оставили на нас положительный, особенный отпечаток. Единственный минус-диарея. Я полагаю, мы достаточно хорошо кипятили питьевую воду, но кипячение не убило все микробы. Одна из швейцарских гидов сказала, что виной могут быть и плохо помытые столовые приборы. И при восхождении на следующую гору мы будем пользоваться собственными.