bg_kg

Погода в Азии

Курс валют

Информер валют по НБКР с сайта exchange.kg

Мы в соцсетях

facebook


История PDF Печать

Земля Узбекистана является хранилищем богатейшей истории, такой многообразной, полной тайн, загадок и противоречий. Отправной точкой ее исчисления , наверное, следует считать появление человека на данной территории. Согласно историческим справкам , первый человек появился здесь в ашельский период , в то время, как заселение территории происходило в эпоху раннего палеолита, примерно 700-500 тыс. лет до н.э. По предположению ученых, древнейшие люди, заселившие территорию Узбекистана, в основном были в родстве с синантропами, населявшими Юго-Восточную и Восточную Азию. Как же выглядел человек, живший в этих местах в эпоху раннего палеолита? В учебнике «История Узбекистана» описан человек идущий к горному роднику: «низкий лоб нависает как козырек над глазами, выступающая челюсть, подбородок еле заметен. Он не умеет говорить и может издавать лишь только отдельные звуки». В позднем палеолите человечество стало на одну ступень выше. Люди разделились на небольшие группы, состоящие из родственников – родовые общины. Следующим важнейшим историческим этапом следует считать появление первых государств.Согласно историческим источникам древнейшим государством, которое образовалось на территории Средней Азии в VII веке до н.э. является Древнебактрийское царство. Которое включало в свой состав Бактрию, Маргиану, Согд. Оно считалось государственным объединением различных древних родственных народностей. Ещё одно древнее государство образовалось на территории Хорезма.(к югу от Аральского моря и вдоль р.Амударьи) Важнейшим этапом в Истории Узбекистана следует считать период знаменитых походов Александра Македонского (4 в до н. э), когда культура и искусство данной територии были подвергнуты греческому влиянию. Примерно в это же время начинает активно развиваться торговля. Именно об этом этапе можно говорить как о времени зарождения известнейших маршрутов Великого Шелкового пути, три важнейшие из которых проходили через центральный Узбекистан и Ферганскую долину.

Возможность культурного, языкового и товарного обмена коренным образом изменила жизнь и быт народов , проживавших тут. К примеру, известный историк Средней Азии В. В. Бартольд распространение языков и алфавита в древней Средней Азии связывает исключительно с развитием торговых отношений.Согд в это время стал богатой торговой областью. В нем насчитывалось 30 крупных и 300 малых городов, которые были связаны торговыми путями. Многие иностранцы приезжали в государство для торговли. Городские жители были по тем временам богато одеты. Женщины носили платья из шелковых тканей, а мужчины одевались в камчатные кафтаны. Великий шелковый путь "работал" орчень эффективно: огромная масса шелка, бархата, различных других тканей, стеклянных изделий, украшений, парчи, кожаных изделий потоком шла из Китая в Византию и обратно, оседая в Бухаре, Самарканде, Ташкенте, Мерве, Кашгаре, Суябе, Куче и Турфане. Развитие международной торговли стимулировало и развитие ремесленного производства. В Хорезме аккумулировалось искусство ремесленников самых различных стран, и в то же время появилось большое число собственных умельцев, изделия которых высоко ценились во всех уголках Востока. Гургандж стал средоточием самых искусных ремесленников Хорезма, Всего здесь набчитывалось 50 основных специальностей ремесла. Женщины Гурганджа были искусными вышивальщицами. А кузнецы, плотники, резчики по слоновой кости и дереву, швейники, производители шелка славились своим изящным искусством и тонким ремеслом. В городе было много базаров, и на каждом царил строгий порядок Рост торговых отношений, складывание единого внутреннего рынка и единого хозяйственного механизма в Мавераннахре, формирование социальных классов способствовали развитию центробежных сил, ведущих к складыванию единого централизованного государства в Средней Азии. Этому способствовал и распад монгольской империи, начавшийся с 1260 г., когда Хубилай, внук Чингисхана, провозглашенный ханом на курултае, перенес столицу из Каракорума в Пекин, положив начало юаньской династии Китая. В связи с этим на месте прежней империи Чингисхана возникают три самостоятельных монгольских государства - в Персии, Золотая Орда и в Мавераннахре.

Следующая важнейшая веха в истории Узбекистана - конец 14 в. – начало эпохи Темуридов, когда власть над Средней Азией перешла в руки вождя одного из тюркских племен Тимура, прозванного «хромым» (Тимур-ленг, в европейском произношении Тамерлан). Его владения со столицей в Самарканде простирались от Китая до Ближнего Востока. Тимур разгромил монголо-татарскую Золотую Орду, покровительствовал мусульманской религии и искусству; за время его правления были возведены многие из прославленных архитектурных ансамблей Средней Азии.

После смерти Тимура (1405) между его наследниками, Тимуридами, начались раздоры из-за власти, сопровождавшиеся народными волнениями; все это подорвало могущество Мавераннахра.

После смерти внука Тимура, ученого и просветителя Улугбека, на территорию Мавераннахра из обширных северных степей вторглись кочевые тюркские племена, известные под общим названием узбеков. Эти племена ассимилировались с местным оседлым населением, передав ему свое название. К 1510 их вождь, Шейбани-хан, подчинил себе почти всю страну, изгнав Тимуридов. В 16 в. на этой территории образовалось два больших ханства. Более крупное из них, со столицей в Бухаре, контролировало центральную, южную и восточную части территории современного Узбекистана. Другое, Хивинское ханство со столицей в Хорезме, занимало дельту Амударьи и примыкающие районы. Позднее, уже в 18 в., образовалось третье ханство, политическим центром которого был г. Коканд (Ферганская долина). Период между 16 и 19 вв. был отмечен упадком, что объясняется междоусобными распрями между ханствами, набегами кочевников и сокращением торговли по Шелковому пути. Узбекистан под властью России. В течение 17–19 вв. русские постепенно распространили свое влияние на степные области к северу и востоку от Сырдырьи, а в 1860-е годы вторглись в пределы Мавераннахра. К началу 1870-х годов Кокандское ханство было присоединено к России и вошло в состав Туркестанского генерал-губернаторства с центром в Ташкенте. Бухарское и Хивинское ханства признали вассальную зависимость от России.

На первых порах российская администрация не вмешивалась в культурную и религиозную жизнь. Однако развитие промышленности потребовало изменений в экономике района; центральное место в сельском хозяйстве заняло разведение хлопчатника, в ущерб посевам других культур и скотоводству. Большое значение имела постройка железных дорог, связавших Среднюю Азию с Россией и побережьем Каспийского моря.

В конце 19 в. группа среднеазиатских интеллигентов начала поиски способов преодоления экономической и социальной отсталости узбекского народа. Эти люди, известные под именем «джадидов», имели издательства и создавали школы, в которых велось преподавание как духовных, так и светских дисциплин. Рост национального самосознания населения под руководством джадидов приводил к массовым выступлениям и восстаниям. В ответ на это царское правительство ужесточило политический контроль в регионе и стало активно вмешиваться в местные обычаи и культуру.

Во время Первой мировой войны русская армия несла тяжелые потери на фронтах, и летом 1916 правительство России издало указ о мобилизации мусульман в армию на тыловые работы. Этот указ вызвал массовое восстание в Средней Азии. В ходе восстания и при его подавлении погибли многие тысячи жителей. Центром революционных событий 1917 в Туркестане был Ташкент, резиденция колониальной администрации. Временное правительство, пришедшее на смену самодержавию в феврале 1917, не проявило желания допустить к участию в политической жизни страны мусульман Туркестана. Большевики обещали положить конец национальному угнетению.

Советский период. В ноябре 1917 мусульманские религиозные руководители собрали чрезвычайный съезд в Коканде, где объявили об автономии южной части Средней Азии. Однако в феврале 1918 «Кокандская автономия» была разгромлена превосходящими силами Красной Армии, посланными из Ташкента. Жестокое подавление Коканда вызвало ответное движение басмачей, которые сражались против большевиков в различных районах Средней Азии.

В апреле 1918 генерал-губернаторство Туркестана было преобразовано в Туркестанскую Автономную Советскую Социалистическую Республику (АССР). С помощью Красной Армии была свергнута прежняя власть в Бухаре и Хиве, а Бухарская и Хорезмская республики вошли в состав Туркестанской АССР. В октябре 1924 были введены новые «национальные» административные единицы, одной из которых стала Узбекская ССР. С 1924 по 1929 в состав УзССР на правах автономной республики входил Таджикистан. Столицей Узбекистана первоначально был Самарканд, но в 1930 столица была перенесена в Ташкент.

Принятие первого пятилетнего плана в 1928 стало началом широкого наступления на традиционный хозяйственный уклад и культуру Узбекистана. Коллективизация, которой предшествовало проведение земельно-водных реформ, приняла массовый характер в конце 1929; к весне 1932 три четверти земельных наделов в Узбекистане был обобществлены и включены в колхозы. Узбекская письменность была переведена с арабской на славянскую графическую основу; за этим последовала кампания по преодолению неграмотности.

Образование Узбекистана сопровождалось организацией республиканской коммунистической партии и правительственного аппарата. Первым председателем узбекского правительства (Совета народных комиссаров) стал Файзулла Ходжаев, бывший джадид из Бухары. Первым секретарем компартии Узбекистана был назначен в 1924 русский, В.И.Иванов. Однако в 1927 он был заменен Акмалем Икрамовым, узбеком из Ташкента. Ходжаев и Икрамов сохраняли свои посты до 1937. В конце 1920-х – начале 1930-х годов количество членов компартии в республике быстро увеличивалось, с одновременным увеличением доли узбеков среди членов партии. К 1934 64% членов КПУз составляли узбеки. Однако партийные ряды сильно поредели в результате сталинских репрессий. Жертвами партийных чисток пали многие члены узбекской партийно-хозяйственной элиты, особенно те, кто, подобно Икрамову и Ходжаеву, были когда-то тесно связаны с джадидами. Икрамов и Ходжаев были приговорены к смерти на последнем из проходивших в Москве показательных процессов и расстреляны в марте 1938.

Наиболее значительной фигурой в послевоенном Узбекистане стал Шараф Рашидов, находившийся на посту первого секретаря КПУз 24 года (с 1959 по 1983). Преемник Рашидова – Инамджон Усманходжаев – в 1983 приступил к чистке партийного и государственного аппарата республики. Тысячи чиновников были смещены со своих постов или назначены на другие должности, а многие арестованы. Внимание общественности привлекло т.н. «узбекское дело» (о коррупции в эпоху Рашидова). Несмотря на готовность продолжать чистку, направляемую из Москвы, в январе 1988 Усманхождаев был заменен Рафиком Нишановым на посту первого секретаря КПУз и арестован по обвинению в коррупции.

Замена Нишанова Исламом Каримовым в июне 1989 ознаменовала принципиальный перелом во внутренней политике Узбекистана. Поводом к этому послужила вспышка насилия в Ферганской долине, когда в результате межнационального конфликта с узбеками были убиты сотни и изгнаны тысячи турок-месхетинцев. Каримов стал проводить более популярную среди населения политику в сфере религиозной, культурной и экономической жизни, социального обеспечения и защиты интересов Узбекистана. В марте 1990 Верховный Совет Узбекистана избрал Каримова на пост президента республики.
В конце августа 1991, когда стало ясно, что путч в Москве провалился, Каримов осудил путч и его лидеров. 31 августа Верховный Совет республики провозгласил независимость Узбекистана.

В декабре 1991 были проведены первые всенародные президентские выборы. Соперник Каримова, лидер движения «Эрк» Мухаммад Салих, набрал лишь 12% голосов. С лета 1992 главной задачей Каримова стало поддержание стабильности в республике и укрепление власти. На очередных президентских выборах в декабре 2007 Каримов был вновь избран президентом Узбекистана.